9
автопроизводителей
27
партнеров по
всему миру
1640
видов
продукции
Полезная информация

Варианты колесного крепежа

На легковых автомобилях колесные диски крепят к ступицам тремя способами: гайками на шпильках, болтами или одной центральной гайкой. Первый более распространен на автомобилях американского и японского производства, второй — европейского, а третий способ применяется лишь на гоночных машинах и поэтому обсуждаться здесь не будет.Оказаться один на один с проблемой замены колеса может любой автомобилист. Соответственно, каждому, в том числе и тем, кто привык всецело полагаться на специалистов сервиса даже в таких немудреных операциях, мы настоятельно рекомендуем запомнить несколько простейших вещей. Это обеспечит вам безопасность и исключит излишние траты.

Самое основное — каждому типу колесного диска, предназначается строго определенный тип крепежа (гаек или болтов).

Крепеж не должен самоослабляться при движении — это неизбежно приведет к потере колеса со всеми вытекающими последствиями. Водитель с достаточным опытом и довольствующийся умеренной громкостью аудиосистемы сумеет впрочем, распознать ослабление крепления колеса по характерному стуку и вовремя принять меры. Но у многих такого опыта может не оказаться. Самоослабление — наиболее частый итог несоответствия крепежа диску. Напротив, верно подобранный крепеж, как говорят, «самоподтягивается». Кроме того, гайки или болты обеспечивают не только собственно крепление колеса, но еще и центрирование его относительно оси вращения. Достигается это формой нижней кромки гайки, либо головки болта, которые могут иметь вид конуса или сферы. У колесного диска также есть посадочные места для крепежа в форме конусных или сферических углублений. При затягивании происходит точное центрирование пары конус-конус или сфера-сфера. Нарушение этой парности практически гарантирует самоослабление после нескольких километров пробега.

Еще один параметр соответствия, касающийся в основном болтов, — это их длина. Для установки сварноштампованных стальных дисков применяют короткие болты, для цельнолитых легкосплавных – как правило, длинные. Болты обеспечивают взаимостягивание трех элементов: колесный диск — тормозной диск (барабан) — ступица. Ступица имеет отверстия, в которых нарезана резьба по всей ее толщине. Правильно подобранный по длине болт заходит на полную толщину ступицы и выступает на 3 — 4 мм за ее пределы. Большее выступание грозит задеванием болтов за какие-либо неподвижные детали, а то и полным заклиниванием.

Литые диски для автомобилей с креплением колес на шпильках чаще всего изготавливают с выборкой большого диаметра в центре, которая закрывается декоративным колпаком и устраняет необходимость трудоемкой замены шпилек на более длинные. Бывают диски без выборки, но и в этих случаях замены шпилек не потребуется. Гайки, как правило, имеют декоративные колпачки с той же целью — предохранить от коррозии выступающую часть шпильки.

Малый заход болта в ступицу, обусловленный недостаточной его длиной, делает крепление колеса ненадежным и опять-таки почти наверняка приведет к повреждению резьбы и в отверстиях, и на самих болтах. После такой установки колеса уж точно долго не продержатся.

Вопрос о совместимости крепежа чаще всего возникает в случае установки «запаски» с диском, отличающимся от остальных, имеющихся на автомобиле. Нет ничего проще, чем возить в багажнике необходимое количество болтов или гаек именно для него. Если же вы переходите на другие диски с целью, например, улучшения внешнего вида автомобиля, то вместе с ними необходимо грамотно подобрать и приобрести соответствующие болты или гайки. Большинство производителей колесных дисков изначально комплектуют свои изделия крепежом.

«Противозаконный отъем» колес у добропорядочных граждан автовладельцев пока еще случается, что вызывает появление на рынке запчастей всевозможных болтов и гаек — «секреток». Если вы считаете их применение необходимым, то при покупке сравните их со штатными. В любом случае, на каждое колесо допустима установка только одной «секретки», так как очень нежелательна ее сильная затяжка наравне с основным крепежом.

Колесный крепеж — это, без всякого преувеличения, ваша жизнь, поэтому рекомендуем приобретать его у официальных дилеров авто-производителей.

Наиболее распространенные резьбовые соединения колесного крепежа

V6q0RjLP8Td1-big

 Правильная затяжка

Затяжка колесных гаек (болтов), казалось бы, чего уж проще. Но для многих не новость такая ситуация, когда в дороге, при необходимости заменить проколотое колесо, поджидает сюрприз в виде не отворачивающейся колесной гайки, хоть «пляши» на баллонном ключе.

А ведь так можно обломать колесную шпильку, испортить грани гайки (болта), сорвать резьбу, а так же повредить поверхность конуса прилегания крепежа и диска. Или другой, часто встречающийся, но уже леденящий кровь случай, как самопроизвольное отворачивание колесного крепежа, что при самом безобидном стечении обстоятельств приведет, опять же, к порче резьбы. А если не повезет, к потере колеса, аварийной ситуации, поломке тормозного диска и деталей подвески, днища кузова, порогов, а то и к аварии.

Часто на автофорумах можно найти жалобы на то, что где-то недокрутили колесо, так же, как и призывы о помощи, как открутить злосчастный колесный диск. Отсюда напрашивается вывод, что правильная затяжка колесного крепежа имеет немалое значение в эксплуатации автомобиля и его безаварийности на дороге.

Что бы не ошибиться в выборе нужного усилия (момент затяжки колесных болтов или гаек  Hm) при установке колесного диска рекомендуем смотреть инструкцию к вашему автомобилю. Этот показатель варьируется от 75Hm — 140Hm и зависит не только от массы и марки автомобиля но и его классификации (джип, седан, универсал, пикап).